Около 80% предприятий малого и среднего бизнеса ощутили падение спроса на свои товары или услуги после введения режима самоизоляции из-за пандемии коронавируса, говорится в исследовании, составленном Промсвязьбанком совместно с «Опорой России» и Magram Market Research.
В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджеры 1 612 компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) из всех 85 регионов России.
«В разрезе по размеру бизнеса наиболее пострадали микропредприятия — среди них падение спроса отметили 85% опрошенных. Малый и средний бизнес пострадал меньше: спрос упал у 74% и 76% соответственно», — пишет ТАСС.
По информации источника, сильнее всех пострадали сферы услуг и торговли — сокращение спроса зафиксировали 82% и 81% предпринимателей соответственно. Промышленные предприятия отметили меньшее падение — таких 73%.
«Говоря о последствиях снижения спроса, четверть компаний (27%) не рассматривает возможность закрытия бизнеса, так как обладает достаточными резервами. 36% считают возможным закрытие компании при дальнейшем сохранении низкого спроса на свою продукцию или услуги. Еще 15% уже приняли или рассматривают решение о закрытии бизнеса: 11% — о временном и 4% — о полном закрытии», — сказано в исследовании.
Предприниматели стараются минимизировать последствия пандемии, в первую очередь, пытаясь договориться с контрагентами и арендодателями об отсрочках платежей. Так, самыми популярными со стороны бизнеса действиями по снижению операционных расходов названы договоры с контрагентами об отсрочках платежей (38%), соглашения с арендодателями об отсрочке выплат (38%) и снижении размера арендных выплат (35%), добавляется в исследовании.